15 лет Бизнес Журналу: Как сделать дом умным

Ко всему прочему, установка Hi-End-компонентов, при всей своей наукоемкости и технологичности, является стопроцентным малым бизнесом, не требующим астрономических расходов, аренды гигантских офисов и найма многочисленного персонала.

Потребитель

Дмитрий и Александр, меломаны и поклонники классного звука:

«Что такое Hi-End? Термину можно дать несколько объяснений. Это аппаратура небольших тиражей, часто небольших фирм, хорошо исполненная, с высокой ценой, очень часто к звуку отношения не имеющей, эдакий «Мерседес» с мотором от мопеда.

Hi-End зачастую— как платный сыр в мышеловке. Бывает бесплатный сыр, а этот платный: человек один раз раскошелился и не знает, что делать дальше…  Потом, это же бег по кругу: если что-то «заболело», то бесконечно покупается одно, меняется на другое, второе меняется на третье…

Если подойти к вопросу в ретроспективе, выходит следующее. Когда случился бум первых музыкальных носителей в послевоенное время, то поп-музыка стала достоянием масс в виде грамзаписей. И поскольку это был очень хороший бизнес — зарабатывать не только на концертах, но и на продаже записей (что в конечном счете на Западе стало основной статьей дохода), — то, естественно, возникла потребность в определенных аппаратах. И буквально до середины 80-х годов минувшего века производились аппараты, которые имеют коллекционную ценность. Хороший ламповый усилитель мог стоить, как автомашина, другой мог иметь вполне бюджетную цену, но разделения на Hi-End и на все остальное не было. Существовало единое понятие аппаратуры Hi-Fi, то есть были компоненты для домашней аудиосистемы, которую человек собирал у себя дома.

И вот возникает компактная техника — спрос определил предложение. На рынок хлынула огромная масса аппаратуры дешевой, переносной, то есть ширпотреб. Можно сказать, что с середины, а может даже, с начала 80-х годов, рынок разделился. С одной стороны, аппаратура для тех, кто ищет в ней исключительно утилитарные ценности и не гонится за качеством звука, главное, чтобы шла какая-то информация: радио «хрюкает», любимая кассета вертится, и ладно. Иными словами, по соображениям спроса шла работа над удешевлением и уменьшением, потому что этого хотела масса потребителей. Но с другой стороны, на фоне изобилия утилитарной техники аппаратура для ценителей звука стала усложняться и дорожать. Сегодня то, что мы называем Hi-End, представляет собой некий аудиокомпонент (будь то усилитель, CD-плейер, «вертушка» виниловая или даже магнитофон), собранный из деталей достаточно дорогих. Причем в элитном ламповом устройстве, сделанном уже в XXI веке, мы можем обнаружить детали, которые в свое время устанавливались в аппаратах ширпотребных, продаваемых буквально в супермаркетах. Теперь же эта вещь продается в каком-нибудь элитном салоне и стоит немалых денег. Следует упомянуть один очень любопытный факт: по мнению многих специалистов, на фоне ламповых триодов Western Electric (знаменитые 6L6, считались лучшими) нынешние «звучат» хуже — видимо, утеряны какие-то секреты. То есть хочешь «мыльницу», получи ее по цене жевательной резинки, но если когото интересует настоящий звук, то в этом случае цена будет сильно задрана. Производитель, таким образом, подогревает интерес к хорошо звучащей аппаратуре, вынося ее при помощи цены в разряд VIP-товаров. Так и появился Hi-End».

Для себя я сформулировал два главных правила приобретения Hi-End — не переплатить и вовремя остановиться.

Продавец

Андрей Журавлев, сотрудник компании «Пурпурный Легион», руководитель отдела Hi-Fi и Hi-End:

 «В 1991 году, когда еще не было домашних кинотеатров, мы начали продавать на отечественном рынке технику Hi-End. В 1994—95 годах появились домашние кинотеатры. На протяжении многих лет мы стремились работать не столько с брэндами, хорошо себя продвигающими и рекламирующими, сколько с фирмами, продукция которых отвечает оптимальному соотношению цена/качество, как в случае звуковой, так и видеоаппаратуры. Если в оценке видеопродукции существует некая объективность — качество картинки (оно оценивается разрешением), то в плане звука все строится на эмоциях, каждый «видит» звук по-своему. Поэтому, как правило, в одной ценовой категории мы предлагаем акустические системы, созданные на совершенно разных принципах: рупорные, традиционные динамические, когерентные, планарные (предполагающие отсутствие корпуса). Мы внимательно следим за самыми новейшими достижениями в области аудио. Так, например, сегодня, когда компакт-диск уже не считается наилучшим из возможных форматов, а до широкого распространения на рынке DVD-Audio или Super Audio CD еще годы и годы, мы предлагаем специальные цифровые процессоры, способные значительно улучшить звук существующего компакт-диска.

Общаясь между собой, мы не используем термины Hi-End или Hi-Fi, а называем их «массовая» и «немассовая» аппаратура. В производстве немассовой аппаратуры используется много ручного труда, зачастую производитель прибегает к нетехнологичным решениям. Соответственно, компании массовые больше денег тратят на рекламу, производители немассовой аппаратуры ищут другие способы продвижения товара на рынок. При этом, если у компаний, производящих немассовую аппаратуру, могут быть весьма дорогие модели, то Hi-End-аппаратура вполне окажется недорогой. Что касается акустики, то можно сказать следующее. Компании Sony или Yamaha, имеющие собственные звукозаписывающие студии, не используют в них своей акустики…

Мы же стремимся достичь максимального технического качества демонстрируемых образцов в демозалах. Входящие в систему домашнего кинотеатра процессоры цифровой обработки позволяют работать с любыми цифровыми форматами записи и, что очень важно, уже подготовлены к обработке тех форматов, которые могут появиться в будущем. Для этого процессор просто перепрограммируется или к нему добавляется новая плата. Но это если смотреть в будущее… А «в сейчас» система должна классно звучать, классно показывать и нравиться конкретному человеку. Покупка кинотеатра не всегда подчеркивает статус, ведь каждый покупатель имеет собственное представление о месте, которое должен в его жизни занимать домашний кинотеатр. Очень состоятельный человек может приобрести относительно недорогую технику, так как не особенно увлечен кинематографом. Но вполне допускаю, что со временем заинтересуется. В любом случае мы отнесемся к решению клиента с уважением и из инсталлируемой системы выжмем максимум. В то же время мы устанавливали дорогое оборудование, в том числе и проекционное, в домах с несовременной планировкой, например в панельных. Бывали случаи, когда аппаратура была значительно дороже квартиры, в которой она монтировалась. Это свидетельство того, что человек отдает предпочтение хорошему звуку и классной картинке, нежели дорогой квартире. Домашний кинотеатр может стоить как 20 тысяч долларов, так и 100, 200 и даже 500 тысяч.

Если говорить о создании оптимальной акустики, то мы всегда настаиваем на соблюдении трех правил. Первое: грамотное размещение акустической аппаратуры. Нам очень часто приходится выдерживать баталии с дизайнерами, но мы стараемся отстоять свою позицию: акустические системы должны быть там, где они должны находиться. Второе: в помещении не должно быть больших стеклянных или других полированных поверхностей; так, если в комнате стеклянная стена и каменный пол, мы не сможем добиться отличного качества звука. Третье: в комнате необходимо какое-то минимальное звукопоглощение, к примеру лохматый коврик на полу между зрителем и системой. При соблюдении этих трех правил мы можем гарантировать реализацию представлений человека о качественном звуке, как в случае весьма дорогой аппаратуры, так и тогда, когда клиент желает обойтись «малой кровью». Акустика, которую продаем мы, предназначена для нормальной работы в обычных условиях.

Однако существует программа-максимум, которая предусматривает акустическую обработку: делается мягкий пол, создаются звуковые ловушки (звукопоглощающие участки в стенах — полости, заполненные специальным материалом, например минватой), помещение может обшиваться специальной тканью. Это позволяет добиться звука максимального качества. По бюджету акустическая обработка помещения сопоставима с обычным качественным ремонтом. Однако следует помнить, что, например, специальная акустическая ткань различных цветов заказывается из США, и об этом следует позаботиться заранее. Грамотное проектирование позволяет скрыть акустику практически без потерь для звука. Изтакого расположения можно извлечь экономическую выгоду: мы не зависим от отделки акустики, то есть можем позволить себе монтировать акустические системы с более дешевой отделкой. Есть варианты акустической обработки с помощью специальных устройств, которые устанавливаются уже в готовых помещениях, они более дорогие. В таком случае мы используем предметы американской фирмы ISC. Мы отправляем в Штаты параметры помещения, в ответ они присылают нам все размещение их звукопоглотителей и отражателей. После установки системы в стандартное идеальное положение заказчик имеет возможность поиграть предметами для получения звука, который ему более всего подходит. Хотя мы и пропагандируем акустическую обработку помещения, тем не менее к ней прибегают лишь 10—15% наших клиентов. Просто люди часто хотят определенный интерьер или устанавливают аппаратуру в гостиных.

Наша компания не занимается строительными работами, мы выдаем техническое задание бригаде строителей, поскольку нет смысла сталкивать лбами две бригады, и осуществляем надзор. Но, в принципе, можем пригласить как известного дизайнера, так и строительную фирму, хорошо зарекомендовавшую себя на этом рынке. Дизайнер, который уже работает с клиентом, лучше понимает пристрастия заказчика. Кстати сказать, нередко я сам отлаживаю проекционное оборудование. Оно очень тонкое, неточности при установке могут привести к ощутимому снижению качества изображения. К нам иногда обращаются с просьбой исправить «работу», сданную недобросовестными инсталляторами. Чаще всего мы оборудуем звуком и изображением не отдельную комнату, а весь дом (так называемые системы Multiroom). В 60% случаев мы готовим как минимум еще одну просмотровую зону. Нет смысла домашний кинотеатр и гостиную обустраивать равноценными системами, проще изображение передать в гостиную, использовать при этом какую-нибудь хорошую плазменную панель и, соответственно, более простые акустические системы. Мы организуем вторую просмотровую зону, передавая изображение по качественным кабелям, например по S-Video. Интересно, что плазменные панели и влагозащищенные акустические системы очень часто монтируют в бассейнах и ванных комнатах (за специальным стеклом). Мы предлагаем обычно устанавливать систему с единым управлением, но иногда люди предпочитают иметь несколько независимых систем».

Инсталлятор

Алексей Баранов, сотрудник группы компаний «ТРИА КОММ», специализирующейся на автоматизации промышленных зданий и частных домов:

«Современный дом немыслим без домашнего кинотеатра и акустической аппаратуры. Для нашей компании это не совсем профильное направление, но, тем не менее, мы занимаемся инсталляцией аудио и видеосистем. Вообще, предлагаем инженерные решения. «ТРИА КОММ» все устанавливает в комплексе: энергоснабжение и освещение, отопление и водоснабжение, вентиляцию и кондиционирование, канализацию и дренаж, «центральный пылесос» и связь, домашний кинотеатр и Multiroom, камеры охлаждения и винные погреба. Наша задача — создать интегрированную систему управления, то есть реализовать так называемый «умный дом». Впрочем, стоит сразу оговориться, что многих наших клиентов это наименование пугает. Это достаточно неудачный рекламный ход. Так, если телевизор управляется с пульта, разве он становится умным? Или чайник, отключающийся, когда вскипел, он что — умный? В свое время появилось большое количество фирм, занимавшихся инсталляцией оборудования и продававших «Умные Дома»… Словом, к нам не раз обращались с просьбой переделать. В результате заказчик пугается словосочетания «умный дом», говорит: нет-нет, пусть дом будет нормальным, не надо мне умного. А начинаешь объяснять, что входит в понятие, вроде все надо. Система видеонаблюдения нужна? Нужна. Система управления освещением? Конечно! Автоматическое открывание ворот и освещение территории? Да! Система сигнализации и оповещения? Обязательно!

Часто заказчик покупает какую-то аппаратуру и обращается к нам с просьбой интегрировать ее в систему. Но интеграция может быть различной. Например, управление с единого обучаемого пульта с помощью радио- или инфракрасного сигнала. Она может быть и более глубокой, например, получение видеосигнала на большой экран с камер слежения, передача картинки с видеоглазка, просмотр webсервера. Это удобно! Скажем, пришли гости, звонит не какой-то звоночек, а обычный телефон, с видеоглазка картинка сразу выводится на экран телевизора, и уже понятно, кто пришел. Пользуясь тем же телефоном, можно открыть дверь либо не открывать. Как я уже говорил, мы занимаемся акустикой в рамках интеграционных задач. Нас чаще просят сделать так, чтобы можно было, например, следить за ребенком. Пожалуйста. Малыш заплакал, микрофон уловил сигнал, изображение с камеры в детской поступает на большой экран…

Аудио- и видеоаппаратура интересует нас не столько с точки зрения звука, хотя мы, конечно, готовы удовлетворить самые высокие требования заказчика, сколько с позиции интеграционных возможностей: как она встраивается в общую систему, как управляется. Здесь, в свою очередь, возникают трудности, если заказчик меломан и обожает какую-нибудь свою старую систему. Но и в этом случае мы постараемся максимально ее интегрировать. Алгоритм, который мы вшиваем для управления, позволяет экономить на ресурсе аппаратуры: если какое-то устройство не используется, то оно переводится в режим «стендбай». Стоит, например, хороший усилитель в стойке, закрытый, хозяин даже не знает, что он существует и где у него кнопка, но ресурс-то у него идет… Логично выключить? Современная аппаратура обладает широкими возможностями интеграции. Новый телевизор Loewe имеет встроенную интеграцию с системой управления «Умным Домом», пульт не только подает сигнал, но и принимает, то есть с него можно управлять шторами и тому подобным.

В принципе расчет акустики помещения не сложен. Производится он всего по одному параметру, а именно по времени реверберации. Существуют несложные формулы. Хотя, если быть честным, все зависит от желания заказчика. Что бы мы ни рассчитывали, сколько ни объясняли, что где следует разместить, но если жена заказчика сказала: это должно быть здесь, а это здесь, так оно и будет. Тем более что настоящих гурманов от звука немного... Более 50% заказчиков ставят аппаратуру, чтобы подчеркнуть свой статус, по принципу: пусть будет! Аппаратуру, которую мы используем, стараемся предварительно тестировать в своей лаборатории. Активно приглашаем консультантов. Однако чаще всего вопрос стоит так: все должно работать хорошо. И в таких случаях надо понимать, что нельзя экономить на мелочах: если ставится плазменная панель Loewe, то невозможно использовать дешевый кабель.

Систему Multiroom мы делаем в основном на американском оборудовании фирмы AMX, там несложный состав, усилители по количеству зон, аудио- и видеосвитчеры и, соответственно, колонки, «разбросанные» по дому, какие-то устройства управления. Система Multiroom позволяет не только смотреть кино в разных комнатах, ее возможности шире: это и напоминатель, и будильник, и оповещение об аварийных ситуациях, и, с помощью соответствующей программы, чтение сказок детям. Почему только музыка? О стоимости подобных систем говорить абстрактно трудно… Процессор AMX — основа «умного дома» — стоит около 4 тысяч долларов. Меньше не бывает, если больше, то до бесконечности... Панель управления может стоить 2 тысячи долларов, может — 4 тысячи. То есть все очень индивидуально». «Бизнесжурнал» выражает благодарность ООО Группе компаний «ТРИА КОММ» за помощь в подготовке материала и предоставленные фотографии.